Форма входа

Категории раздела

Даосизм [4]
Йога [3]
Буддизм [6]
Толтеки [7]
учение дона Хуана
Традиции Тибета [0]
дзогчен, бон
Юмор [1]
Разное [0]

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Яндекс.Метрика


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Йога

Грантхи
 «Из подвала муладхары вино поднимается в брахмарандру (щель Брахмы), и кундалини счастливо изливается в лунную чашу чистого сознания. Отведать вина, которое изливается из этого эфирного лотоса — вот, где истинная мадья*! Все остальное — обычное пьянство» 
«Куларнава-тантра».

*Мадья - вино или др. спиртные напитки, мед, коровье или кокосовое молоко, огонь, очищение органов чувств. «Лунная амброзия» (сомадхара), которая капает с тысячелепесткового лотоса на верхушке головы (брахмарандхра). «Истинный йог всегда пьет божественный нектар Луны и становится беспечальным, всегда опьяненный этой небесной энергией».

Необычному пьянству, о котором рассказывает цитата из Куларнава-тантры, препятствуют грантхи, переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и развязать узлы для того, чтобы энергия могла подняться вверх до макушки.

Грантхи
Слово грантхи на санскрите означает «узел». В контексте чакр слово «грантхи» переводится как «психический узел». Таких узлов три, и они называются брахма, вишну и рудра грантхи. Они представляют уровни осознания (сферы чакр), где особенно сильна власть майи (иллюзии), неведения и привязанности.

Грантхи являются структурами, в которых концентрируются проявления сил стихий и источников трех уровней воли в человеческом существе. Снизу-вверх: земля, вода, огонь, воздух, эфир или личная сила, планетарное пространство или индивидуальная сущность, пространство интегральной Вселенной или Дух. «Обрастая» энергией следующего по плотности слоя, они превращаются в чакры. А уже чакры отвечают за распределение и взаимодействие соответствующих сил. 

«Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну — в сердце, а узел Рудры — в центре между бровями. Эти три освобождают».
Махасиддха Матсиендранатх 
«Йогавишая Минанатха» (17)


Из книги Хариш Джохари «Чакры: энергетические центры трансформации»:

«
Брахма-грантхи
Первый узел размещается в первой чакре, муладхаре. Хотя в «Джабала-упанишаде» и «Йогашикха-упанишаде» указывается именно это положение, некоторые тантрические тексты помещают брахма-грантхи в пупочную область, так как это узел сансары, мира «имен и форм» (нама-рупа). Этот мир представляет собой первое препятствие на пути развития духовного аспекта индивидуального «Я», или дживы. В этом узле находится агни-таттва (элемент огня) — продукт субкатегории под названием рупа-танматра. Брахма-грантхи становится первой преградой для поднимающейся кундалини и преграждает ей путь к верхним центрам. Брахма является творцом мира имен и форм — именно поэтому этот узел носит название узла Брахмы.

Мир имен и форм проникает в человека посредством пяти органов чувств (глаз, ушей, носа, языка и кожи), которые на языке Тантры именуются «пятью окнами». Этот мир занимает обширную долю человеческого сознания, вызывает стремления и желания и загоняет разум в ловушку. Развязывание этого узла освобождает человека от оков привязанностей; до тех пор, пока практикующий не развяжет его, он не сможет добиться эффективной медитации.

Брахма-грантхи создает беспокойство и мешает разуму достичь сосредоточенности на одном (экагра). Запечатывание «пяти окон» благодаря постоянной практике пратъяхары (отключения органов чувств по собственной воле) позволяет человеку обрести власть над своим сознанием. Когда процессы очищаются благодаря практике нади-шодханы (очищение каналов), у человека появляется дополнительная энергия, позволяющая развязать этот грантхи. Однако для достижения такого результата необходимо следовать пяти ямам и пяти ниямам («ограничениям») и освоить устойчивые асаны, в которых практикующий может оставаться в течение долгого времени. Когда практикующий достигает мастерства в нади-шодхане и пратъяхаре, он может приступать к медитациям на чакрах. Начиная работу с первой чакры, он должен упражняться в визуализации и мысленно восстанавливать рисунок соответствующей чакры. Всем этим следует заниматься в надлежащих естественных условиях и под руководством опытного, прошедшего должное посвящение гуру, близость которого вызывает в разуме ученика спокойствие и безмятежность. Умение доверять гуру и милости Кундалини-Дэви способно творить чудеса и помогает развязать этот узел. После того как кундалини минует его и надлежащим образом развязывает узел Брахмы, практикующий становится уравновешенным, и никакие образы мира имен и форм уже не способны прервать его медитацию.

Вишну-грантхи
Находится в районе анахата-чакры (сердечной чакры) и представляет собой второе препятствие на пути кундалини. Этот узел порождает каруну («сочувствие»), привязанность к космическому Добру и острое желание помочь страдающему человечеству. Такая привязанность приковывает человека к духовным организациям и обществам. Вишну является Богом-Хранителем, а вишну-грантхи — тем узлом, который вызывает стремление сохранять древние знания, традиции, установления и духовные институты. Подобное желание укрепляется и воодушевляется самой сердечной чакрой — чакрой преданности, веры и любви. Однако узами становятся даже верность духовным знаниям и уважение к духовным орденам. Только подлинные различение, знание и вера способны развязать узел Вишну. Это осознание выводит человека за рамки стремления к сбережению. Человек способен освободиться от оков традиций, глубоко укоренившихся в сознании ученика. Йога позволяет достичь полной свободы (сватантръя). 

Развязав узел Брахмы, человек покидает сферу привязанности к миру имен и форм, но после того, как развязанным оказывается узел Вишну, человек избавляется от привязанностей, вызванных эмоциональными связями с традициями и теми обязанностями, которые проявляются как преданность тому или иному сообществу. Отдельная личность растворяется. Человек уже не ощущает ответственности по отношению к явлениям мира имен и форм, так как полностью постигает его иллюзорную природу. Он начинает осознавать лилу (божественную игру) и исполняет в ней свою роль, не оставляя при этом зерен карм, которые могли бы вновь вовлечь его в мир майи. Такой человек слышит анахата-наду (космический звук) и шрути (космическую речь). Услышав шрути, йоги передают их миру в форме мантр; собранные воедино, шрути когда-то составили тексты Вед.

Как говорилось выше, вишну-грантхи довольно трудно развязать, так как этот узел связан с глубинными установками. Это стало одной из причин того, что в Индии возник институт аскетизма под названием саньяса. Вступая в этот орден, человек гибнет в общественном смысле; в духовной общине для него начинается совершенно иная жизнь, и потому его называют «дважды рожденным». Семья принявшего саньясу человека обычно проводила традиционные погребальные обряды. Это позволяло ученику освободиться от глубинных привязанностей. Посвящение, которое проходил при этом новообращенный, также помогало ему развязать вишну-грантхи.

Рудра-грантхи
Размещается в области аджны. Развязав этот узел, практикующий утверждается в оболочке блаженства. После того как он расстался с миром имен и форм, ему необходимо уничтожить последние препятствия, преграждающие кундалини путь к сома-чакре. Когда кундалини пронзает вишуддха-чакру и достигает аджна-чакры, практикующий — который уже является настоящим йогом — становится таттватитой, то есть покидает сферу влияния пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и акаши. 

Из таттв возникает весь мир имен и форм — в них он и растворяется. Именно таттвы непрестанно изменяют химический состав физического тела и вызывают эмоциональные колебания индивидуального «Я» и его привязанности. Пройдя пятую чакру, кундалини перемещается к шестой, где таттвы сливаются со своим источником — махатом, или маха-таттвой. Здесь пересекаются ида-нади и пингала-нади, исчезающие затем в левой и правой ноздрях соответственно. Будучи лунным и солнечным каналами, ида и пингала подвластны времени. Когда кундалини поднимается выше этого сплетения в аджня-чакре, скованное временем сознание исчезает и йог переходит в бесконечность. Этот узел расплетается, после чего йог может переместить свою восходящую энергию в сомачакру.

В тантрических текстах говорится, что, достигнув уровня аджня-чакры, йог обретает способность отчетливо видеть прошлое, настоящее и будущее — он становится трикаладаршином (три: «три»; кала: время; дарши: «видящий»), или трикаладжней («познавшим три времени»: прошлое, настоящее и будущее). Он может отчетливо увидеть, что происходит в любом месте, в любое время; кроме того, он способен переноситься куда и когда угодно — пространство и время уже не являются для него преградами. Однако именно после этого препятствием становится сам рудра-грантхи, так как йог может затеряться в силе своей интуиции, в своих сиддхи и чудесных умениях. Если йог не уделяет особого внимания таким видениям и преодолевает привязанность к сиддхи, он может продвинуться еще дальше и превзойти три гуны, то есть стать гунатитой («преодолевшим свойства, или качества»), утвердиться в вечном блаженстве, полном Единении и недвойственном сознании.

Подводя итоги, можно сказать, что брахма-грантхи связан с физическим телом и миром названий и форм, вишну-грантхи — с астральным телом и миром эмоций, а рудра-грантхи — с причинным телом и миром мышления, представлений, видений и интуитивных прозрений.

В процессе работы с этими узлами йоги слышат десять типов звучания, помогающие им достичь состояния глубокой медитации:
1. Птичий щебет.
2. Пение сверчков.
3. Колокольный звон.
4. Шум раковины.
5. Звучание вины (индийской лютни).
6. Бой мриданга (бочкообразного барабана).
7. Звучание флейты.
8. Бой пакхаваджа (род барабана).
9. Звук трубы.
10. Львиный рык. 
»

Как развязать три узла
«Эта задержка, называемая бхастрика, дает возможность развязать три грантхи, поэтому йогин должен выполнять бхастрику».
«Хатха-йога-прадипика» (2.67)

Для развязывания трех основных узлов используется бхастрика-пранаяма. Энергия, генерируемая с помощью бхастрики, раскрывает эти узлы, давая возможность двигаться Кундалини далее. Если у йогина есть ограничения на выполнение бхастрика-пранаямы, он должен усердно упражняться в Шат-чакра-йоге, сосредотачиваясь на точках, соответствующих узлам.

Для развязывания узла Брахмы: яма, нияма, аскетизм, пратьяхара, ашвини-мудра, мула-бандха, нади-шодхана.
Для развязывания узла Вишну применяется практика бхастрика-пранаямы.
Практики развязывания узла Рудры: анулома-вилома, сахита-кумбхака, концентрация на точке в межбровье (аджна-чакра), медитация Пустоты.
Категория: Йога | Добавил: Теплее (22.04.2011)
Просмотров: 2852 | Теги: бхастрика, грантхи, Нади, Кундалини | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

К-у ↄ 2024