Форма входа

Категории раздела

Даосизм [4]
Йога [3]
Буддизм [6]
Толтеки [7]
учение дона Хуана
Традиции Тибета [0]
дзогчен, бон
Юмор [1]
Разное [0]

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Яндекс.Метрика


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Буддизм

Какуан "ДЕСЯТЬ БЫКОВ"

1. Поиск быка
На пастбище мира сего я бесконечно раздвигаю высокие заросли, надеясь увидеть быка.
Проходя вдоль незнакомых рек, блуждая в переплетениях тропинок, теряющихся в высоких горах.
Я потерял, силы и надежду, не могу найти быка.
Я слышу один лишь стрекот цикад в ночном лесу.

1


2. Обнаружение следов.
Около берега реки, под деревьями, я обнаружил следы!
Теперь даже под буйными травами я могу их видеть.
Теперь они видны даже в высоких горах.
Эти следы больше не ускользнут от того,
чей взгляд направлен прямо в небо.


3. Обнаружение быка
Я слышу трели соловья.
Пригревает солнце, дует легкий ветерок,
по берегам зеленеют ивы.
Здесь быку не спрятаться!
Разве мог бы художник нарисовать эту массивную голову,
эти величественные рога?


4. Поимка быка
Я одолел его в неравной борьбе.
Его сильная воля и неодолимая мощь неистощимы.
Он забрел на высокое плато, выше дождевых облаков,
или же стоял в непроходимом ущелье.


5. Покорение быка
Без кнута и веревки не обойтись,
ведь он еще может сбиться с пути,
спускаясь по пыльным дорогам.
Будучи хорошо прирученным,
он стал естественным и мягким.
И уже без привязи пошел за хозяином.


6. Возвращение верхом домой.
Сев на быка верхом, я медленно направился домой.
Звуки моей флейты окрасили сумерки.
Размеренно отбивая ладонью ритм,
я начал играть бесконечную мелодию.
Тот кто услышит эту мелодию, пойдет за мной.


7. Бык остался позади
Верхом на быке, я вернулся домой.
Я безмятежен.
Бык тоже может отдохнуть.
Рассвет настал.
В блаженном покое, в своем соломенном жилище
я отложил в сторону и кнут, и веревку.


8. И бык, и Я остались позади.
Кнут, веревка, человек и бык - все слилось в Ничто.
Этот рай столь безбрежен.
Ни одно определение не может этого запятнать.
Как может снежинка существовать в бушующем огне?
Здесь пролегают следы патриархов.


9. Достижение источника
Так много шагов было сделано,
чтобы вернуться к правилу и к источнику.
Уж лучше бы было оставаться слепым и глухим
в самом начале.
Хижина стала обычным жилищем человека,
больше не интересующегося тем, что происходит вокруг -
Река спокойно течет а цветы цветут.


10. В миру
Босоногий и без всякой накидки на плечах,
я смешался с людьми мира.
Мои одежды изношены и пыльны,
а я как никогда счастлив
Я больше не трачу сил, чтобы продлить свою жизнь;
Теперь для меня деревья стали живыми.

Категория: Буддизм | Добавил: Ray (26.03.2011)
Просмотров: 1525 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
1 Теплее  
0
Хороший экскурс - Андрей Костенко О некоторых разновидностях и исторических параллелях дзэнских картин "Поиски быка" - http://green-door.narod.ru/oxherd-hist.html#4

2 Ray  
0
По твоей ссылке нашёл:
Quote
Серия Сэйке: заканчивалась пустой окружностью. Какуан счел (как предполагает Судзуки) это неправильным: пустота не может быть конечной целью практики дзэн. Поэтому он дополнил число картин до десяти и завершил серию изображением путника, "приходящего в город с руками, наделяющими блаженством". В этом персонаже легко узнать любимого как китайцами, так и японцами Толстого Будду, или Хотэя

Довольно спорные там утверждения, как мне кажется.
Хотей, в то же время, бог счастья в китайском язычестве (из Вики: бог счастья, общения, веселья и благополучия — один из самых популярных персонажей нэцке).
Так что, несколько похоже на "народный буддизм", на ассимиляцию с народными верованиями, стремлениями масс. То есть, отдаёт подходом религиозного института.

Относительно же смысла картинок, следующих после "пустой" картинки, мне видится в них несколько иное значение - в том, чтобы у ученика не появлялось ложных ассоциаций о дзэне. Например, что это пустота, или нирвана, или какая-либо видимость конечной цели. Чтобы не было привязки к ложным образам.


3 Теплее  
0
Хотэй вполне может символизировать дзэн. Даже как символ благополучия. Другое дело, что народ в своей массе не может понять, какого рода это благополучие. Это ведь некая блаженность человека, для которого весь феноменальный мир видится пустотным и абсурдным. Для такого человека неблагополучия нет там, где нет благополучия. Хотя с виду может казаться, что этот чел постиг какое-то высшее благополучие. А он просто вне подобных двойственных условностей.

Как такое объяснить людям? Кто-то будет его любить, кто-то ненавидеть. Ему неважно. Он только видимостью похож на человека smile .

К тому же ты ведь знаешь, что люди, устремляясь к счастью, благополучию и веселью на самом деле ищут "целостность". Что любой поиск человека происходит из подспудного ощущения "разделенности". И если для народа Хотэй - бог счастья, то он же вполне может быть проекцией символа "целостности" и "единства" - блаженный монах с пустым мешком. Почему бы нет?

По крайней мере на картинках показано, что он не улетел в небо на журавлях (журавль - символ бессмертия). wacko


4 Ray  
1
Quote
К тому же ты ведь знаешь, что люди, устремляясь к счастью, благополучию и веселью на самом деле ищут "целостность".

слышал где-то, но я не согласен. Вот.

Quote
Хотэй вполне может символизировать дзэн.

Тогда и Яма тоже, и Ганеши, и... Если исходить из такого взгляда, то почему фэншуйская статуэтка жабы с монетой во рту не может символизировать дзэн?

Quote
- блаженный монах с пустым мешком. Почему бы нет?

хотя бы потому, что дзэн вне любой формы. Даже вне изображения пустоты как чистого листа.
А тут вдруг какой-то "блаженный монах", несущий благополучие.

5 Теплее  
0
Тут, Ray, ты прав, конечно. Любая проекция - только проекция внутри пузыря восприятия.

И чтоб проекции не уводили людей в лабиринты блужданий, дзэнские мастера говорили: "встретил будду - убей будду". (Хех, благодаря тебе глубже поняла). То есть это отрицание не только авторитета, которому надо подчиняться, но и любых символов и представлений, любых проекций и смыслов.

Все-таки молодцы мастера дзэн. Нет никаких символов дзэн. Как только появляется символ - исчезает дзэн.


6 Обитатель-Ложка  
1
"то почему фэншуйская статуэтка жабы с монетой во рту не может символизировать дзэн?"
И правда: а почему она не может символизировать дзен?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

К-у ↄ 2024