Доктрина личности является важнейшей буддийской доктриной, известной обычно как учение о несуществовании индивидуального субстанциального простого и вечного "я”, или души (атмана). Эта доктрина называется обычно на санскрите анатмавада. Это учение отличает буддизм как от большинства неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих существование "я” (атман) и души (джива).
Почему буддизм отрицает существование вечного "я”? Отвечая на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся с отличием индийского мышления от европейского. Как хорошо известно, Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство "я” и возникающая из него привязанность к "я” есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. Какое же именно "я” отрицается буддизмом?
Сутра 46, Тайсё 310, 650-657, перевёл на китайский язык
Мандра. A Treasury of Mahayana Sutras.
Selections from the Maharatnakuta Sutra (Da bao ji jing). Translated from the
Chinese by The Buddhist Association of the United States. Garma C.C. Chang,
General Editor Motilal Banarsidass, Delhi, 1991 (1st ed. 1983, Pennsylvania
State University, USA).
Так я слышал. Однажды Просветлённый пребывал в саду Анатхапиндады в роще Джета,
что вблизи Шравасти, в сопровождении тысячи великих монахов. В собрании также
присутствовали двадцать тысяч бодхисаттв-махасаттв, каждый из которых был
украшен великими заслугами и достиг ступени Невозвращения. Среди
бодхисаттв-махасаттв были бодхисаттва Майтрея, бодхисаттва Манджушри,
бодхисаттва Беспрепятственное Красноречие и бодхисаттва Никогда Не Оставляющий
Обеты.
Однажды на рассвете бодхисаттва-махасаттва Манджушри, [поднявшись] с места
своего отдыха, пришёл к обиталищу Просветлённого и стал у дверей. Затем
достопочтенный Шарипутра, достопочтенный Пурнамайтраянипутра, достопочтенный
Махамаудгальяяна, достопочтенный Махакашьяпа, достопочтенный Махакатьяяна,
достопочтенный Махакаустхила и другие великие ученики также пришли с мест
своего отдыха и стали у дверей.
Когда Просветлённый узнал, что явилось всё собрание, он вышел, устроил себе
сиденье и уселся. Затем он спросил Шарипутру: "Почему ты стоишь у дверей в
такой ранний час?"
Шарипутра ответил Просветлённому: "Почитаемый-в-Мирах, это бодхисаттва
Манджушри пришёл первым и стал у дверей. Я пришёл позже."
Тогда Почитаемый-в-Мирах спросил бодхисаттву Манджушри: "Ты действительно
пришёл первым дабы увидеть Истинно-Сущего?"
Манджушри ответил Просветлённому: "Да, Почитаемый-в-Мирах. Я пришёл сюда
дабы увидеть Истинно-Сущего. Почему? Потому что я желаю принести живым
существам благо правильным видением. Я вижу Истинно-Сущего как отмеченного
Истинной Сущностью, неразличением, непоколебимостью, недеянием, ни
возникновением, ни прекращением, ни существованием, ни несуществованием,
непребыванием ни где-то, ни повсюду, непребыванием ни в трёх временах, ни
иначе, [тем, что он] ни двойственен, ни недвойственен, а также необладанием ни
чистотой, ни нечистотой. Я приношу благо живым существам таким верным видением
Истинно-Сущего."
Тогда Шарипутра сказал: "Почитаемый-в-Мирах, Совершенная Мудрость, как проповедал её Манджушри, превыше понимания новичков-бодхисаттв."
Манджушри сказал: "Это непостижимо не только для новичков-бодхисаттв, но также и для учеников и Самопробуждённых, которые уже свершили то, что вознамерились. Никто не в силах постичь подобное учение. Почему? Потому что ничего нельзя познать о Просветлении, которое превосходит видение, изучение, достижение, размышление, возникновение, прекращение, разговаривание и слушание. Так, будучи пустотно и успокоено по природе и качествам, будучи превыше понимания и постижения, не имея ни формы, ни образа, как может Просветление быть кем-то обретено?"
Шарипутра спросил Манджушри: "Разве Просветлённый не обретает непревзойдённое Истинно-Всепросветление в мире явлений?"
Манджушри ответил: "Нет, Шарипутра. Почему? Потому что Почитаемый-в-Мирах и есть мир явлений. Глупо говорить, что мир явлений обретает мир явлений. Шарипутра, природа мира явлений есть Просветление. Почему? Потому что в мире явлений нет даже следа живых существ, а все явления пустотны. Пустота всех явлений есть Просветление, потому что они не два и не различны. Шарипутра, где нет различения, нет и познающего. Где нет познающего, нет и речи. То, что превосходит речь, ни существует, ни не существует, [не есть] ни познаваемое, ни непознаваемое. И так со всеми явлениями. Почему? Потому что ничто не может быть [твёрдо] определено, будь-то по местонахождению или по особым отличиям..."
В этом небольшом очерке я бы хотел обсудить некоторые, на мой взгляд, важные вопросы, относительно того, что же такое истинное просветление. Так же, я бы хотел предложить простой, универсальный и естественный способ, при помощи которого можно быстро прийти к пониманию своей природы, ибо сознание современного человека уже созрело для этого. Все, что я буду говорить, основано на моем собственном опыте и пережито мною как непосредственный факт.
Я очень хорошо понимаю, что значит ходить вокруг да около и не видеть очевидных, как потом становится понятно, вещей. Но, что поделаешь, это часть пути. Единственное, что я могу сделать, это попытаться сократить для вас этот путь настолько, насколько это будет в моих силах. Читать дальше >>
С помощью картин "Поиски быка", мастера дзэн иногда описывают изменения, происходящие с учеником на его пути поиска просветления.
Это одно из очень немногих подробных и последовательных описаний "стадий", так как для дзэн-буддизма характерно очень осторожное отношение к любым классификациям.
Третий чаньский патриарх Сэнцань (? - 606г.) в наставлениях говорит о том, что недвойственность существует как реальное переживание безграничного непостижимого пространства сознания. Сфера недвойственности целиком относится к внутреннему осознанию и является изначальной глубиной любого живого существа.
Основная нить наставлений третьего чаньского патриарха Сэнцаня в том, что недвойственность находится вне концепций, вне разделяющего ума. Любые представления о недвойственности, возникшие на основе размышления, являются ложными. Эти ложные представления заставляют придерживаться каких-либо предпочтений. Недвойственность же открывается тому, кто свободен от предпочтений. Состояние свободы от разделяющего ума еще называют «единовкусием» или «естественностью». «Естественность» условно можно определить как тотальное приятие, которое приходит, когда видна природа сознания, вследствие чего любые движения энергии самоосвобождаются в свете осознавания.
Наставления мастера адресованы тем, кому уже не нужны никакие «правильные установки» и «верные воззрения», тем, для кого подобные концепции сыграли свою роль и превратились в препятствие для обретения просветления. Читать дальше