Форма входа

Категории раздела

Даосизм [4]
Йога [3]
Буддизм [6]
Толтеки [7]
учение дона Хуана
Традиции Тибета [0]
дзогчен, бон
Юмор [1]
Разное [0]

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Яндекс.Метрика


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Буддизм

Махаратнакута сутра. Глава 46. Совершенная Мудрость Манджушри. Чаcть I
Манджушри

I

Так я слышал. Однажды Просветлённый пребывал в саду Анатхапиндады в роще Джета, что вблизи Шравасти, в сопровождении тысячи великих монахов. В собрании также присутствовали двадцать тысяч бодхисаттв-махасаттв, каждый из которых был украшен великими заслугами и достиг ступени Невозвращения. Среди бодхисаттв-махасаттв были бодхисаттва Майтрея, бодхисаттва Манджушри, бодхисаттва Беспрепятственное Красноречие и бодхисаттва Никогда Не Оставляющий Обеты.

Однажды на рассвете бодхисаттва-махасаттва Манджушри, [поднявшись] с места своего отдыха, пришёл к обиталищу Просветлённого и стал у дверей. Затем достопочтенный Шарипутра, достопочтенный Пурнамайтраянипутра, достопочтенный Махамаудгальяяна, достопочтенный Махакашьяпа, достопочтенный Махакатьяяна, достопочтенный Махакаустхила и другие великие ученики также пришли с мест своего отдыха и стали у дверей.

Когда Просветлённый узнал, что явилось всё собрание, он вышел, устроил себе сиденье и уселся. Затем он спросил Шарипутру: "Почему ты стоишь у дверей в такой ранний час?"
Шарипутра ответил Просветлённому: "Почитаемый-в-Мирах, это бодхисаттва Манджушри пришёл первым и стал у дверей. Я пришёл позже."
Тогда Почитаемый-в-Мирах спросил бодхисаттву Манджушри: "Ты действительно пришёл первым дабы увидеть Истинно-Сущего?"

Манджушри ответил Просветлённому: "Да, Почитаемый-в-Мирах. Я пришёл сюда дабы увидеть Истинно-Сущего. Почему? Потому что я желаю принести живым существам благо правильным видением. Я вижу Истинно-Сущего как отмеченного Истинной Сущностью, неразличением, непоколебимостью, недеянием, ни возникновением, ни прекращением, ни существованием, ни несуществованием, непребыванием ни где-то, ни повсюду, непребыванием ни в трёх временах, ни иначе, [тем, что он] ни двойственен, ни недвойственен, а также необладанием ни чистотой, ни нечистотой. Я приношу благо живым существам таким верным видением Истинно-Сущего."

Просветлённый сказал Манджушри: "Если ты можешь видеть Истинно-Сущего таким образом, то твой ум не будет ни цепляться за что бы то ни было, ни не цепляться, и он ни накопит что-либо, ни не накопит."

Затем Шарипутра сказал Манджушри: "Это чрезвычайно редко, чтобы кто-то мог видеть Истинно-Сущего так, как ты описываешь – видеть Истинно-Сущему ради блага всех живых существ [при том, что] ум непривязан к живым существам. [Это также чрезвычайно редко:] учить всех живых существ искать покоя Освобождения, когда собственный ум непривязан к поиску покоя Освобождения, а также надевать великие украшения1 ради блага всех живых существ [при том, что собственный] ум непривязан к зрелищу украшений."

Тогда бодхисаттва-махасаттва Манджушри сказал Шарипутре: "Да, так и есть, как ты говоришь. Это исключительно редко, чтобы кто-то надевал великие украшения ради блага всех живых существ, не порождая при этом в своём уме никакого понятия о живых существах. Хотя он и надевает великие украшения ради всех живых существ, мир живых существ ни увеличивается, ни сокращается. Предположим, какой-то Просветлённый пребывает в мире кальпу или больше, и предположим, что бесконечное число таких Просветлённых, неисчислимое, как пески Ганга-реки, сменяют один другого, пребывая в той земле Просветлённых кальпу или более каждый, уча Дхарме день и ночь без перерыва и переправляя к покою Освобождения живых существ неисчислимых, как пески Ганга-реки, – всё равно мир живых существ ни увеличится, ни сократится. Истинно также, что если Просветлённые всех земель Просветлённых десяти направлений будут учить Дхарме и каждый переправит к покою Освобождения живых существ неисчислимых, как пески Ганга-реки, мир живых существ всё равно ни увеличится, ни сократится. Почему? Потому что живые существа не имеют какой-либо определённой сущности или образа. Поэтому мир живых существ ни увеличивается, ни сокращается."

Шарипутра спросил Манджушри: "Если мир живых существ ни увеличивается, ни сокращается, почему же бодхисаттвы ради блага живых существ ищут непревзойдённого Истинно-Всепросветления и непрестанно проповедуют Дхарму?"

Манджушри сказал Просветлённому: "Поскольку природа живых существ пустотна, бодхисаттвы не ищут непревзойдённого Истинно-Всепросветления и не учат живых существ. Почему? Потому что в Дхарме, которой я учу, нет ничего, что можно было бы ухватить."

Тогда Просветлённый спросил Манджушри: "Если нет никаких живых существ, почему же тогда говорится, что есть живые существа и мир живых существ?"

Манджушри ответил: "Мир живых существ по своей природе совпадает с миром Просветлённых."

Затем Просветлённый спросил Манджушри: "Есть ли основа у мира живых существ?"

Манджушри ответил: "Мир живых существ имеет единую основу с миром Просветлённых".

Тогда Просветлённый спросил: "Находится ли где-либо основа мира живых существ?"

Манджушри ответил: "Основа мира живых существ непостижима."

Тогда Просветлённый спросил: "Находится ли где-либо [сам] мир живых существ?"

Манджушри ответил: "Живые существа не находятся нигде, подобно пространству."

Просветлённый спросил Манджушри: "Если так, как же можно пребывать в Праджня-Парамите (Совершенной Мудрости), когда следуешь ей?"

Манджушри ответил: "Непребывание ни в чём и есть пребывание в Совершенной Мудрости."

Просветлённый далее спросил Манджушри: "Почему непребывание ни в чём называется пребыванием в Совершенной Мудрости?"

Манджушри ответил: "Потому что не иметь никакой мысли (понятия) о пребывании и значит пребывать в Совершенной Мудрости."

Просветлённый далее спросил Манджушри: "Если так пребывать в Совершенной Мудрости, увеличатся или сократятся благие корни?"

Манджушри ответил: Если кто-то так пребывает в Совершенной Премудрости, его благие корни ни увеличатся, ни сократятся, равно как и ничто иное. Равно и Совершенная Мудрость ни увеличится, ни сократится, будь-то в природе или в свойствах.
Почитаемый-в-Мирах, тот, кто таким образом следует Совершенной Мудрости, не будет ни отвергать дхармы обычных людей, ни цепляться за Дхарму святых мудрецов. Почему? Потому что в свете Совершенной Мудрости нет ничего, что можно отвергать или за что цепляться.
Более того, кто так следует Совершенной Мудрости не будет ни наслаждаться покоем Освобождением ни отвращаться от круговорота бытия. Почему? Потому что он понимает, что нет никакого круговорота бытия, и, тем более, его отрицания, как и нет никакого покоя освобождения и, тем более, привязанности к нему.
Кто так следует Совершенной Мудрости не видит ни омрачений, которые надобно отвергать, ни заслуг, за которые можно цепляться; для него ничто ни увеличивается, ни сокращается. Почему? Потому что он осознаёт, что в мире явлений (дхармадхату)2 нет ни увеличения, ни сокращения.
Почитаемый-в-Мирах, лишь о том, кто на такое способен, можно сказать, что следует он Совершенной Мудрости.
Почитаемый-в-Мирах, видеть, что ничто ни возникает, ни прекращается, – значит следовать Совершенной Мудрости.
Почитаемый-в-Мирах, ни к чему не стремиться и видеть, что ничего нельзя ухватить, – значит следовать Совершенной Мудрости.
Почитаемый-в-Мирах, не видеть ни красоты, ни уродства, не думать ни о высшем, ни о низшем, а также не склоняться ни к привязанности, ни к отречению – значит следовать Совершенной Мудрости. Почему? Потому что ничто не является ни красивым, ни уродливым, ибо ничто не имеет [определённых] качеств, ничто не является ни высшим, ни низшим, ибо по природе всё равно. Ничего нельзя ни схватить, ни отвергнуть, ибо всё пребывает в реальности3."

Просветлённый спросил Манджушри: "Разве Истина Просветлённых (Буддхадхарма) не есть высшее?"

Манджушри ответил: "Я не нахожу ничего высшего или низшего. Истинно-Сущий может подтвердить это, ибо сам он уже постиг пустотность всех явлений."

Просветлённый сказал Манджушри: "Так и есть. Так и есть. Истинно-Сущий, Полностью Просветлённый непосредственно постиг пустотность всех явлений."

Манджушри спросил Просветлённого: "Почитаемый-в-Мирах, в пустотности разве можно найти что-то высшее или низшее?"

Просветлённый сказал: "Превосходно! Превосходно! То, что ты говоришь, есть сама Истина. Непревзойдённая Истина Просветлённых!"

Манджушри сказал: "Именно так, как говорит Просветлённый, непревзойдённа Истина Просветлённых. Почему? Потому что непостижимость всех явлений и зовётся непревзойдённым."

Манджушри продолжил: "Тот, кто таким образом следует Совершенной Мудрости, не думает о себе, что исполняет Истину Просветлённых. Если кто-то не считает Совершенную Мудрость Истиной, посредством которой пробуждают обычных людей, или же Истиной Просветлённых, или же Высшей Истиной, то такой человек следует Совершенной Мудрости.
Более того, Почитаемый-в-Мирах, следуя Совершенной Мудрости, не найти ничего, что можно было бы различать или созерцать."

Просветлённый спросил Манджушри: "Разве не созерцаешь ты Истину Просветлённых?"

Манджушри ответил: "Нет, Почитаемый-в-Мирах. Если бы я созерцал её, я бы её не видел.
Более того, не следует проводить таких различений, как "истины обычных людей", "Истина учеников" или "Истина Самопробуждённых". Это и называется непревзойдённой Истиной Просветлённых.
Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не порождает никакого понятия ни об обычных людях, ни об Истине Просветлённых, ни в чём не воспринимает определённой сущности, тот воистину следует Совершенной Мудрости.
Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни мира страстей, ни мира образов, ни мира без образов (арупа-лока), ни мира высочайшего покоя4, поскольку не видит ничего, что было бы полностью успокоено, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.
Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни того, кто отдаёт предпочтение, ни того, чему предпочтение отдаётся5, и, тем самым, не проводит в уме никаких различений, когда имеет дело с двумя, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.
Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит никакой Совершенной Мудрости и не находит ни какой-то Истины Просветлённых, которую [можно было бы] ухватить, ни каких-либо истин обычных людей, которые [нужно было бы] отвергнуть, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.
Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни каких-либо истин обычных людей, которые [нужно] искоренить, ни какой-то Истины Просветлённых, которую [надобно] исполнить, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости."

Просветлённый сказал Манджушри: "Превосходно! Это превосходно, что ты так чудесно можешь объяснить достоинства сокровенной Совершенной Мудрости. Твои слова – это Печать Истины, которую постигают бодхисаттвы-махасаттвы..."

Просветлённый далее сказал Манджушри: "Тот, кто не устрашится, слыша эту Истину, не просто посеял благие корни в землях тысячи Просветлённых, но сеял благие корни в землях сотен тысяч миллионов Просветлённых в течение долгого срока..."

Манджушри сказал Просветлённому: "Почитаемый-в-Мирах, сейчас я намерен далее объяснить Совершенную Мудрость."

Просветлённый сказал: "Ты можешь продолжить."

Манджушри сказал: "Почитаемый-в-Мирах, когда следуешь Совершенной Мудрости, не видишь ничего, в чём подобает или не подобает пребывать, как не видишь и никакого состояния, за которое [можно] ухватиться или отвергнуть. Почему? Потому что, подобно Истинно-Сущим, не видишь никакого состояния никакого явления. Не видишь даже состояния Просветлённых, не говоря уже о состояниях Самопробуждённых (пратьякабудд), учеников или обычных людей. Не цепляешься ни за постижимое, ни за непостижимое. Не видишь и разнообразия явлений. Так на собственном опыте познаётся непостижимая пустотность явлений..."

Просветлённый спросил Манджушри: "Скольким Просветлённым делал ты подношения?"

Манджушри ответил: "И Просветлённые, и я сам – всё это иллюзия. Я не вижу ни того, кто делает подношения, ни того, кто их принимает."

Просветлённый спросил Манджушри: "Разве ты не пребываешь сейчас в Колеснице Просветлённых?"
Манджушри ответил: "Думая об этом, я не вижу ни единой дхармы. Как же могу я пребывать в Колеснице Просветлённых?"

Просветлённый спросил: "Манджушри, разве ты не достиг Колесницы Просветлённых?"

Манджушри ответил: "Так называемая Колесница Просветлённых – не более, чем просто название, её нельзя ни достичь, ни увидеть. А раз так, как могу я чего-то достичь?"

Просветлённый спросил: "Манджушри, достиг ли ты беспрепятственной мудрости?"

Манджушри ответил: "Я сам беспрепятственен. Как же может беспрепятственное достичь беспрепятственного?"

Просветлённый спросил: "Манджушри, восседаешь ли ты на месте Пробуждения?"

Манджушри ответил: "Ни один Истинно-Сущий не восседает на месте Пробуждения, что же я один буду на нём восседать? Почему я так говорю? Потому что прямым видением ясно знаю, что всё на свете пребывает в реальности."

Просветлённый спросил: "Что есть реальность?"

Манджушри ответил: "Такие истины, как воззрение о "Я", и есть реальность."

Просветлённый спросил: "Почему же воззрение о "Я" есть реальность?"

Манджушри ответил: "Что касается реальности воззрения о "Я", то оно ни реально, ни нереально, ни приходит, ни уходит, оно и "Я" и "не-Я". Потому оно и зовётся реальностью..."

Манджушри [далее] сказал Просветлённому: "Всякий, кто не устрашится, не ужаснётся, не смутится, не испытает сожаления, слыша эту сокровенную Совершенную Мудрость, тот [воистину] видит Просветлённого."...

Читать II часть

Категория: Буддизм | Добавил: Теплее (21.09.2011)
Просмотров: 1651 | Теги: запредельное, дхарма, Манджушри | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

К-у ↄ 2024