У того, кто сталкивается с темой шизофрении, в первую очередь возникает чувство, что это совершенно чуждое ему переживание. В этом характерное отличие шизофрении от неврозов. Симптоматика неврозов близка и понятна психически здоровому человеку. Контакт же с шизофреником, напротив, вызывает резкое чувство неприятия и почти физический дискомфорт. Это чувство вызывает страх. Страх – реакция нормальности на хаос и неопределенность, на то, что не имеет понятной структуры.
В то же время практически каждый в той или иной степени частично находил в себе симптомы шизофрении. Обычно они встречаются в виде легкой диссоциации личности и ослаблении вовлеченности в обыденную реальность, непонимании ее логики, отделенности ее от собственного восприятия.
Другим переживанием, дающим доступ к пониманию шизофренической симптоматики, является нарушение в восприятии размеров и пропорций частей собственного тела. Такие ощущения часто проявляются во время пубертатного периода и в сновидениях.
Исследования множества случаев заболевания шизофренией позволяют выразить ее течение в достаточно общей схеме утраты базового переживания связности. Начинается все с нейро-физиологической дестабилизации и/или наследственно-семейного дисбаланса, приводящего к перевозбуждению и психическим перегрузкам. Когнитивная разорванность и чрезмерные экзистенциальные требования приводят к нарушению связей «Я – Мир», «Мир – Я». Симптоматология этого процесса проявляется через утрату чувства реальности, расстройства мышления, дезинтеграцию Я и т. д.
На этом этапе шизофрения обретает свою форму и тяготеет к одному из трех полюсов: когнитивному полюсу (например, актуальная утрата реальности), аффективному полюсу (например, шизо-аффективное расстройство) или моторному полюсу (например, кататония). Начинается болезнь обычно в острой форме, покрайней мере выявляется она чаще всего на стадии кризиса, и постепенно переходит в хроническую форму с периодами обострений.
Философия безумия. В психиатрии шизофрения считается одним из наиболее тяжелых расстройств психики. Страдающий этим недугом ощущает смерть, будучи живым. Если у невротика возникает чувство, что его личность разрушается, то у него, хотя бы, сохраняется уверенность, что мир при этом сохраняется незыблемым. Страх же шизофреника тотален, он заключается в том, что все растворяется в Небытии. Никакой точки опоры, которую так отчаянно ищет тревожный невротик, у него нет. С точки зрения переживания собственной экзистенции – труднейшее испытание.
И тем не менее, больной шизофренией не страдает чем-то абсолютно чуждым и непонятным остальным людям. Он вынужден с небывалой остротой и напряжением разбираться с базовыми проблемами человеческой экзистенции: Кто я? Что такое действительность? Каково мое место в ней?
И только глубина и степень накала этих переживаний вызывают в нас ощущение чуждости и неестественности по отношению к этому явлению. Именно людям прошедшим через шизофрению по праву можно присвоить звание истинных знатоков человеческой экзистенции.
Эйген Блейлер, известный введением в психиатрическую практику диагноза шизофрения, считал это расстройство не заболеванием, а вариантом развития личности, который приобрел болезненные признаки в силу разнонаправленных предрасположенностей и амбивалентности. Этот подход позволяет рассматривать шизофрению в экзистенциальном ключе.
Понимание безумия как пути к себе и самоидентификации подтверждают случаи самоизлечения шизофрении.
При этом официальной наукой шизофрения классифицируется как неизлечимая болезнь с недоконца изученными причинами возникновения. Архаические же сообщества, практикующие шаманизм, расценивали расстройства восприятия как инициацию на пути к обретению могущества. Такая концепция близка к гуманистической экзистенциальной психотерапии, берущей начало из юнгианских подходов. Современная психиатрия должна стать наконец союзником в преодолении психологических кризисов на пути самопознания, а не карательным механизмом отчуждения или спекуляцией на слабостях, чем она была до сих пор.
Безумие (шизофрения, психоз, любое другое психическое расстройство) – это критическая точка, момент экзистенциального самоопределения – абсолютное одиночество. Человек, прошедший через это и не ставший заложником «Своей самой глубокой истины» обретает главный приз – самого себя.
|